С 2020 года в рамках Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» вручается Премия Лазаря Хидекеля «За лучший инновационный архитектурный проект» (победитель 2020 года — Музей истории авиации и космонавтики в Санкт-Петербурге, проект Александры Ляпкало и Максима Субботина).  Лауреата премии выбирает специальный совет экспертов, в числе которых — Роман Хидекель, архитектор, художник, научный секретарь Общества Лазаря Хидекеля и член оргкомитета конкурса «Золотой Трезини». Сегодня мы публикуем статью Романа, в которой он объясняет, какое значение сегодня имеет наследие Лазаря Хидекеля и какую задачу призвана решить архитектурная премия его имени.

Роман Хидекель. «Лунная станция».

Супрематизм и космизм. Утопическая архитектура в пост-утопическом мире

Философы русского космизма оказали глубокое влияние на Казимира Малевича, который, в свою очередь, развил утопические идеи Николая Федорова в новом визуальном языке искусства, который, как предполагалось, должен был заменить все предшествующие формы живописного изображения совокупностью образов супрематизма.

Лазарю Хидекелю, как наиболее талантливому ученику и сотруднику Малевича, глубоко проникнувшему в философию и принципы формообразования супрематизма, было поручено направить эту утопическую энергию супрематизма в русло создания новой архитектуры и городской среды для нового и на тот момент еще только воображаемого, идеалистического общества.

В середине 1920-х Лазарь Хидекель предложил аэрогорода, города на опорах, плавучие города, которые свободно парили над землей, создавая новые урбанистические кластеры идеального для здоровья человека будущего жилья. Лазарь Хидекель также полагал, что аэрогорода, будучи поднятыми над природной средой и оказывая на нее минимальное воздействие, сохраняют планету для будущих поколений, позволяют жителям этих утопических мегаструктур наслаждаться природой, живя и работая в комфорте и безопасности автономных городских структур.

Заявленная в юношеском манифесте Лазаря Хидекеля «АЭРО» (1920 г.) задача архитектуры — решить противоречия между сохранением природной среды и развитием цивилизации — принесла ему звание пионера экологического мышления XX века и была развита в его идеях городов будущего, через которые он продвигал природоохранное движение и экологически устойчивую архитектуру в течение многих десятилетий.

Роман Хидекель. «Парящий город».

Здесь идеи русского космизма также находят свое выражение. Как считал русский философ-космист Федоров, человечество не может злоупотреблять природой только ради материальной или экономической выгоды, а должно видеть в природе ресурс коллективного улучшения человечества и достижения главной цели — бессмертия и заселения космоса с его бесконечными ресурсами для жизни.

Однако трагические события XX века не позволили этим идеям обрести реальность, и они были вновь открыты, оценены и вошли в интеллектуальный дискурс в конце столетия.

Сегодня, в третьем десятилетии XXI века, мы сталкиваемся с кризисом изменения климата, истощением природных ресурсов и постоянно растущим ростом населения. Преобладают пессимистические взгляды на эти проблемы и вера в то, что единственным выходом из кризиса, с которым сталкивается человечество, является тотальное регулирование и жесткая экономия.

Роман Хидекель. «Город на опорах».

Однако достижения новых технологий, принесенных информационной революцией, такие как системы искусственных технологий и робототехники, новые материалы и адаптивное производство, 3D-печать и т.д., могут позволить создать радикально новые архитектурные решения, строительные конструкции и городскую среду.

Великие технологические достижения последних 100 лет смогли сделать идеи Казимира Малевича и Лазаря Хидекеля реальностью.

Аэрогорода, города на опорах, плавучие города Лазаря Хидекеля также могут быть построены с использованием автоматизированных самоорганизующихся строительных модулей. Эти идеи могут быть использованы в экстроардинарных природных ситуациях, например, в освоении Крайнего Севера, пространства мирового океана и песчаных пустынь.

Космогонические идеи супрематизма могут стать действенным инструментом, способным отвечать на новые вызовы природных катаклизмов и процессов развития современной цивилизации.

Человечество может начать перемещаться в космос для получения неограниченных энергетических и материальных ресурсов.

Идеи супрематизма и русского космизма могут дать новую надежду и здоровый идеализм в мире, раздираемом цинизмом, сомнениями в прогрессе и лучшем будущем.

 Вручая премию, ученики, последователи и члены жюри номинации Премии Лазаря Хидекеля хотят отметить ростки будущего в постоянно развивающемся архитектурно-художественном процессе, который так успешно стимулирует конкурс «Золотой Трезини».

Иллюстрации: Роман Хидекель, избранные 3D-произведения, вдохновленные космическими темами Лазаря Хидекеля, представленные на выставке 2018—2019 гг.


Международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» основан в 2018 году и назван в честь русского зодчего швейцарского происхождения Доменико Трезини. Конкурс решает задачу музеефикации наиболее художественно ценных проектов в области архитектуры, дизайна, реставрации, сценографии и музейного дела. Девиз конкурса – «Архитектура как искусство».

Почетный председатель Международного совета «Золотого Трезини» – президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Конкурс также поддерживают директора Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское Село», руководители ведущих музеев США, Италии, Германии, Австрии, Нидерландов, Швеции, Финляндии и Франции.

Победители конкурса «Золотой Трезини-2021» будут награждены в ноябре 2021 года на сцене Михайловского театра. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Генеральный партнер церемонии награждения – Михайловский театр. Генеральный музейный партнер – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Стратегический музейный партнер – Государственный Русский музей. Системный партнер – RBI. Специальный партнер – «Нэнси». Независимый аудитор – Borenius Attorneys Russia Ltd. Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2021/.

Все новости конкурса «Золотой Трезини»: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Соорганизатор-партнер


Партнер номинации «Лучший проект частного дома»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Официальный изготовитель наград



Официальная резиденция участников и гостей




Официальный оператор гостеприимства
Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения

Стратегический информационный партнер





Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры