Фокусируясь на достижениях архитекторов сегодняшнего дня, мы в «Золотом Трезини» стараемся не забывать об их великих предшественниках — прежде всего о том, чьим именем назван наш проект. И сегодня у нас в своем роде праздник — премьера небольшого исследования о Доменико Трезини на сайте www.goldtrezzini.ru. Историк Мария Кочиева, кандидат культурологии, сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, автор статей для рубрики «Петербург. Начало» раздела «Наследие» газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и большой друг нашего конкурса, предложила нам для размещения свою недавнюю работу, которую мы принимаем с удовольствием и благодарностью. Публикуется впервые. 

Трезини на строительстве Петербурга

(по следам архивных документов)

Круг повседневных дел Доменико Трезини на строительстве Петербурга позволяют представить многочисленные архивные документы. Заглянем с их помощью в ноябрь 1731 года и попробуем представить себе, какими были трудовые будни первого архитектора нашего города.

Петербург, 22 ноября 1731 года. В Канцелярии от строений слушают поданные рапорты инженера прапорщика Мауринова и капитана Савенкова. В них лаконично и, вместе с тем, наглядно говорилось о последствиях разрушений, произошедших 19 ноября ночью в окрестностях Петербурга. В Петергофе серьезно пострадала гавань у большого канала, разбились установленные на ней две пирамиды со стеклянными фонарями, «с наружных сторон ряжи и сваи прибылою от погоды большою водою и наносным льдом розломало и дикой камень в гавани розметало и розсыпало». Сообщалось о повреждениях гавани в Ораниенбауме и судовой пристани возле кирпичных заводов в Мартышкино («всю розломало ж и фашины от берегу взбило»).

Можно представить, как сильно тогда разыгралась стихия… Штормовой ветер усиливал удары нагонных волн и льда, обрушившихся на приморские гавани. Вырваны забитые в основание пристаней сваи, разлетелись в разные стороны булыжники и фашины (связки прутьев, перевязанные скрученными прутьями или веревками), использовавшиеся для укрепления берега.

Заслушав рапорты, руководители Канцелярии приказывают послать указ «к полковнику от фортофикации и архитекту Трезину, к архитекту Земцову, спичному (от слов «спиц», «шпиц» / «шпиль») и столярного дела к мастеру Фамболесу». Им велено срочно ехать в Петергоф и в Ораниенбаум для осмотра повреждений, а затем – подать ведомость, каким образом все починить, рассчитать количество необходимых материалов и людей.

Они знали друг друга много лет. Михаил Земцов был одним из наиболее талантливых учеников Трезини, его верным помощником. Фамболес – голландец Гарман фон Болес, суперспециалист, возводивший в Петербурге подъемные мосты, шпили храмов, плотины. Именно Трезини привлек его к работе над шпилем колокольни Петропавловского собора.

Прошло несколько дней… 26 ноября 1731 года в Канцелярии от строений вновь проходит заседание. Руководитель Канцелярии генерал-майор господин Сенявин беседует с Трезини, Земцовым и Болесом – обсуждают, как следует чинить и укреплять разрушенное. Из текста протокола узнаем, что… к разрушенным объектам они не выезжали. На вопрос Сенявина «Чего ради они по посланным к ним из канцелярии от строений указом для осмотру той гавани в Петергофе не бывали», спокойно ответили: «За имеющимися при Санкт питер бурхе многими нужнейшими работами, а паче за строением триумфальных ворот никоим образом ехать невозможно».

Скорее всего, как старший по званию, это сказал Трезини. Дел в Петербурге действительно хватало… Вскоре предстояли большие изменения в жизни города. Племянница Петра Анна Иоанновна решила вернуть столицу на берега Невы. Весь 1731 год императрица находилась в Москве, ожидая в древней столице торжественного въезда в Санкт-Петербург.

Город прихорашивался к этой судьбоносной для него встрече, наводя столичный лоск в те несколько лет, что императорский двор Петра II отсутствовал в Петербурге. Готовились апартаменты для царского двора, возводились триумфальные арки в честь новой государыни, активизировалось строительство Петропавловской крепости… Доменико Трезини проектирует две арки, курирует их строительство. Одну устанавливали на Троицкой площади, а вторую – на Невском проспекте в районе Аничкова моста.

Д. Трезини. Первые триумфальные ворота на Троицкой площади. Рисунок неизвестного художника. 1730—1740-е гг.

Д. Трезини. Аничковские триумфальные ворота. Рисунок неизвестного художника. 1730—1740-е гг.

Продумывалось и место отдыха императрицы в Петропавловской крепости: Трезини занят строительством небольшого павильона на болворке Святой Екатерины (Нарышкином бастионе). Благодаря изящной башенке Трезини этот бастион стал самым нарядным укреплением в крепости. А Анна Иоанновна действительно любила подниматься на башню, смотреть с ее высоты на город.

Флагшточная башня на Петропавловской крепости. Фрагмент гравюры Е.Г. Виноградова. 1750—1753 гг.

Много сил и времени требовало строительство Петропавловского собора, который необходимо было «привесть во окончание в немедленном времени». Продолжалась многолетняя перестройка крепостных куртин и бастионов в камне. Начинались работы по устройству Иоанновского равелина. Трезини решает множество вопросов, каждый из которых требует письменного доношения в Канцелярию от строений. На основании его писем составлялись указы, выделялись работники, отпускались средства на закупку и изготовление необходимых материалов. Он контролирует качество строительных материалов: бракует негодные дубовые доски для ступеней к алтарю: «Класть их невозможно понеже трупореховаты (то есть трухлявые, загнившие)»… Просит отпустить «из здоровых десяти кряжей» (толстые короткие бревна) и напилить их «в городе» (то есть в Петропавловской крепости), указывает нужные размеры досок.

Чтобы внутренние работы в церкви Святых апостолов Петра и Павла (Петропавловском соборе) шли полным ходом, требовалась четкая организация процесса. В ноябре 1731 года Трезини запрашивает в Канцелярии трех маляров (так тогда называли живописцев) и подмастерья для росписи стены иконостаса, «которая изнутри олтаря ныне обита холстом и надлежит оную росписать пристойным арнаментом».

В свою очередь «живописного дела мастер Андрей Матвеев» в своем доношении сообщает, что к этой работе живописцев определить невозможно, так как они «обретаютца у письма картин к триумфальным воротам, которые повелено построить по имянному Ея императорского величества Указу к пришествию Ея величества в Санкт питер бурх». Опять вечная проблема – нехватка мастеров. Решили временно взять для работ в соборе живописцев и учеников из конторы Партикулярной верфи.

В ноябре 1731 года Трезини занимается часами на колокольне Петропавловского собора: предстояли работы по отливке цифр и часовых кругов, обиванию медными листами циферблата и т. д.

Поэтому неудивительно, что в плотном графике Трезини не нашлось времени съездить в Петергоф и Ораниенбаум осмотреть разрушенные гавани. Невыполненное задание поручили другим: инженеру прапорщику Мауринову, механического дела подмастерью Ладыженскому и гезелю (помощнику архитектора) Исакову. А камень и тес «вычищать со всяким поспешанием» находящимися там у работ солдатами и наемными работными людьми.

Мария Кочиева

Источник иллюстраций: Малиновский К. В. Доминико Трезини. СПб, Крига, 2007.


Прием заявок на Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» проходит на сайте www.goldtrezzini.ru до 15 октября 2020 года. Участие в конкурсе бесплатное. Победителей «Золотого Трезини» наградят позолоченными статуэтками Доменико Трезини 1 декабря в бальном зале «Крыша» Гранд Отеля Европа. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Музея истории Санкт-Петербурга.

Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:

Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Соорганизатор-партнер


Стратегический партнер


Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Официальный изготовитель наград



Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения

Стратегический информационный партнер





Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры