В 2020 году оргкомитет «Золотого Трезини» принял участие в издании сборника материалов X Регионального творческого форума с международным участием «Архитектурные сезоны в СПбГАСУ». Именно в этом сборнике вышла статья председателя оргкомитета конкурса Павла Чернякова «Доменико Трезини – первый преподаватель архитектуры в России». Сегодня мы размещаем еще один материал сборника, посвященный первому архитектору Санкт-Петербурга. Его автор — доктор архитектуры, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Владимирович Семенцов.

О некоторых неизвестных моментах биографии знаменитого Доменико Трезини

Биография Доменико Трезини (1670-19 февраля (2 марта) 1734 г.), родившегося в небольшом селении на границе Италии и Швейцарии и с 1703 г. вплоть до своей смерти трудившегося в Санкт-Петербурге, широко известна. Архивы хранят многие материалы, подготовленные самим маэстро [1].

Его творчество начинали упоминать во всех крупных изданиях, посвященных становлению и развитию Санкт-Петербурга [2; 3; 4]. В годы, предшествующие 200-летию Санкт-Петербурга (1903 г.) и 300-летию Династии Романовых на престоле в России (1913 г.), было издано множество статей и книг, включавших огромный материал про начальным этапам создания Санкт-Петербурга — при Петре Великом [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12]. Такие общеисторические работы о Санкт-Петербурге дополнялись и специализированными историко-архитектурными и историко-искусствоведческими трудами, в которых, естественно, большое место занимали материалы о Д. Трезини [13; 14; 15; 16]. Сразу после революции интерес к истории императорского Петербурга немного угас. Но спасли работы Г.К. Лукомского и Столпянского [17; 18; 19].

C 1930-х гг. наступила «вторая волна» интереса к первым двум десятилетиям Санкт-Петербурга. Она уже опиралась на более значительные и более глубокие архивные исследования, в рамках этой волны были выявлены и проанализированы многочисленные архивные материалы, в том числе, естественно, и о деятельности Д. Трезини. И в целой группе разносторонних изданий была коллективно сформирована его творческая биография, которая и является сейчас практически эталонной и типовой для общественного восприятия деятельности Доменико Трезини [20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27]. Причем такой, в которой все взаимно уравновешено и взаимно предопределено — на основе единства архивных данных и опубликованной литературы. Часто превращаясь при последующих изданиях в повторение опубликованного ранее. Возможно, превращаясь (или превратившись уже) в общественный эталон, без права изменения. И одновременно можно даже в наше время увидеть, что и после таких грандиозных исследовательских работ, проведенных в предыдущие десятилетия, в общественном сознании уживаются (вполне мирно или — достаточно агрессивно) фрагменты всех трех слоев знаний о Санкт-Петербурге Петра I, в том числе — о Доменико Трезини. Часто причудливо перемешиваясь даже в работах крупных исследователей.

Но, как и в других линиях науки, культуры, творчества, мы видим, что часто в таких устоявшихся культурных слоях, почему-то за границами этих слоев (кругов), остаются какие-то данные, факты, материалы, которые в прежние времена были отвергнуты или не введены в общественный оборот. И в таком неосознанном виде вплоть до настоящего времени остались вне общественного и научного внимания. Так и в творчестве великого для градостроительной и архитектурной истории Санкт-Петербурга Доменико Трезини при внимательном рассмотрении можно увидеть много таких «неизученных, находящихся вне исследования тем», которые постоянно оказываются без внимания. Среди многих таких тем можно упомянуть следующие.

1. Крупнейшие проекты Доменико Трезини для Санкт-Петербурга. Как известно, Д. Трезини с 1704 по 1706 гг. работал вне создававшегося Санкт-Петербурга — в Прибалтике и в Шлюссельбурге. В январе-феврале 1704 г. по его проекту выстроен Кроншлот. С 1706 г. он направлен в Санкт-Петербург для работ по перестройке Крепости «Санктъ-Питерсъ-Бурхъ» и сооружению Кронверка, затем — Летнего и Зимнего дворцов (с 1711 г.), Петропавловского собора (с 1712 г.). Первый градостроительный проект Д. Трезини — проект создания регулярной столицы на о. Котлин (1712 г.), который не был реализован, но именно с которого началось градостроительство на принципах «регулярности» [28; 29].

Илл. 1. «Мера котлину острову коналом идворам». 1712 г. / НИОР Библиотеки РАН. Собрание рукописных карт. Основная опись. № 754. Проект создания столицы на о. Котлин. Военный инженер Доменико Трезини. 1712 г.

Этот проект практически выпал из поля зрения исследователей, тема регулярности начинается у многих почти всегда с одного из последних при Петре I проектов Д. Трезини — с проекта урегулирования Васильевского острова, который ошибочно датируют 1716—1718 годами, хотя есть точная дата Высочайшего утверждения этого проекта создания города на Васильевском острове: 1 (12) января 1716 г., значит, проект разработан в самом конце 1715 г.

И только затем (после нереализованного проекта создания столицы на о. Котлин) стали разрабатываться тем же Д. Трезини проекты регулярных столиц на Московской стороне (1712 г., реализован частично), на Васильевском острове (утвержден Петром I 01.01.1716 г., реализован частично) и т.д.

Илл. 2. «Topographische Vorstellung der Neuen Russischen Haupt-Residenz und See-Stadt St. PETERSBURG samt  ihrer zu erst aufgerichten Vestüg welche von Ihro Czaar. Maj. Petro Alexiewitz  aller Russen selbst Erhalter, etc. Etc. Etc. An.1703. an der Spitze der Ost-See auf etlichen Insuln bey dem Auβflus  des NevaStroms erbaut,  und zur Aufnahm der Handelschafft und Schiffarth    für die Russische Nation mit einer mächtigen Flotte versehen worden. Herausgegeben  von   Joh: Baptist: Homann.  Der Röm. Kays: Maj.t: Geographo. In  Nürnberg» // «Топографическое изображение новой русской столичной резиденции и морского города Ст.Петербург вместе с его изначально возведенной крепостью, основанного Их Царским Величеством Петром Алексеевичем Государем всех Русских и прочая и прочая и прочая. С 1703 построенного на краю Восточного моря на нескольких островах при устье Невы и ставшего для русской нации с мощным флотом вместилищем торговли и судоходства. Издано Иог. Баптистом Хоманном, Римского Императорского Величества географом в Нюрнберге». (перевод с нем. яз.). Нюрнберг, 1716—1718 (?). РНБ К 1-Пб/ 27 2.

На Васильевском острове показан проектный план, выполненный Доменико Трезини в конце 1715 г. и утвержденный Петром I 1 (12) января 1716 г.

Но до настоящего времени явно мало данных об особенностях разработки самого проекта, о том, почему и как именно в этом проекте изначального замысла создания столицы на острове были заложены особые, грандиозные по четкой геометричности и по пространственным параметрам планировочной структуры и застройки пространства, которые стали явной отличительной чертой столичного Санкт-Петербурга. И не только по прямолинейности улиц, по геометрической четкости площадей. Но и по своей уникальной размерности. Именно в этом проекте впервые разработаны неукоснительно соблюдавшиеся на протяжении двух столетий параметры санкт-петербургской среды: участок — как квартал в любом историческом городе Европы, квартал — как целый город в Европе, ширина самого малого переулка — шире самой парадной (главной) улицы в столице Европы, а главные улицы (проспекты) и главные площади — вне всяких сравнений с любыми проспектами и площадями любых столиц Европы. И какова в этом выдающемся процессе роль Петра I и Доменико Трезини [30; 31; 32].

2. Доменико Трезини и деятельность других архитекторов и строителей в Санкт-Петербурге при Петре I. Существуют малоизвестные и мало популяризируемые, описываемые особенности творческой жизни Д. Трезини. В многочисленных историях Санкт-Петербурга всегда кратко описываются нюансы достаточно воинственных взаимоотношений самого Д. Трезини с прибывавшими в столицу на Неве крупными архитекторами. Как минимум 2 раза это вызывало колоссальные эмоциональные всплески.

2А. Доменико Трезини и Жан-Батист-Александр Леблон. Как известно, Ж. -Б. -А. Леблон прибыл в Санкт-Петербург осенью 1716 г. и до смерти 10 марта 1719 г. был генерал-архитектором Санкт-Петербурга. Известно несколько крупных скандальных ситуаций, которые возникали в процессах взаимоотношения Д. Трезини и Ж. -Б. -А. Леблона. Например, мы уверовали, что в эти годы застройка Васильевского острова велась по «реальному» проекту Д. Трезини, а конкурировавший с ним «идеальный» проект Ж. -Б. -А. Леблона  (1717 г.) был отвергнут и «положен под сукно». При этом везде прописаны одни и те же данные (откуда взявшиеся?), что современные проспекты и линии Васильевского острова сооружались только по проекту Д. Трезини, а в проекте Ж. -Б. -А. Леблона они явно игнорировались. Подробное исследование обоих проектов С.В. Семенцовым показало, что, как ни странно,  трассировки проспектов и главных отрезков всех линий полностью совпадали. То есть Ж. -Б. -А. Леблон разработал свой «идеальный» проект, сохраняя «реальный» проект Д. Трезини [33; 34]. И для наиболее ответственных зон острова Леблон ввел свой тип застройки — участки и брандмауэрные здания на главных улицах и набережных: ведь главные набережные, линии и фрагменты проспектов застроены по «образцовому проекту», разработанному Ж. -Б. -А. Леблоном, а не по проектам Д. Трезини. Трансформируя (но не отменяя) весь планировочный рисунок острова в крупнейший градостроительный ансамбль на основе идей французского Ренессанса. Чего не мог сделать Д. Трезини, реализовавший планировочные принципы римских военных городов. И при этом даже в застройке на проспектах и линиях острова Ж. -Б. -А. Леблон ввел парадную кирпичную брандмауэрную застройку (по разработанному лично «образцовому» проекту) и сохранил пунктирную деревянную застройку (по 2 разработанным Д. Трезини проектам). То есть оба проекта были взаимно дополнительными и практически реализовывались параллельно. Удивительно и странно, что эти явные данные постоянно оказываются вне поля зрения практически всех публикаторов.

Илл. 3. «Генералнои чертеж санктъпитербурху» Ж. -Б. -А Леблона. 1717 года. (План Леблона. 1717 г.). Санкт-Петербургский филиал архива РАН, р. IX, оп.1. № 627. Проектный план Санкт-Петербурга, подписан Ж. -Б. -А. Леблоном, имеет дату: «8 января 1717 г.»

Но почему же тогда генерал-архитектор Ж. -Б. -А. Леблон, официальный руководитель всех петербургских архитекторов с 1716 г., сконцентрировал свои усилия на пригородном строительстве? А Д. Трезини остался в Санкт-Петербурге продолжать застраивать территории Васильевского и других островов? Был ли Леблон изгнан в пригороды? И — прав Е.В. Анисимов, что Леблона оттеснял в пригороды А.Д. Меншиков, сохраняя городские привилегии за Д. Трезини? Или — каждый реализовывал особую специфическую для каждого из них градостроительно-архитектурную нишу?

2Б. Доменико Трезини и Николай Гербель. В 1719 г. после смерти Ж. -Б. -А. Леблона и Г. Маттарнови в Санкт-Петербург прибыл Николай Гербель, который был назначен на пост обер-архитектора Главной Полицеймейстерской канцелярии (в современном понимании — на пост главного архитектора города, городского архитектора). На этом посту он проработал вплоть до 1724 г. (года своей смерти), проработал очень эффективно. По его проекту разработана и осуществлена знаменитая пятилучевая система планировки Адмиралтейской стороны (Миллионная ул. — Невский пр. — Гороховая ул. — Вознесенский пр. — Галерная ул.) — совершенно отличная от прямоугольной регулярной планировки Васильевского острова, которую, как известно, разработал Д. Трезини. По личным проектам Н. Гербеля построен Конюшенный двор, велось после кончины Г. Маттарнови проектирование Кунсткамеры, разработан проект комплекса Двенадцати коллегий и т.д. Причем — последние два крупнейших объекта — на Васильевском острове, вроде бы в архитектурной вотчине Д. Трезини. А сам Д. Трезини, как известный и авторитетный строитель крепостей и военный инженер — «майор от фортификации», в эти годы был отправлен на работы по «фортификационной части» — на ведение работ в крепости «Санкт-Питерсъ-Бурх», в Шлюссельбурге. И одновременно занимался прокладкой каналов в разных частях столицы. Но какова более детальная роль каждого из архитекторов и строителей в создании столицы и ее пригородов? Без превознесения или умаления творческих вкладов в создание Санкт-Петербурга Д. Трезини, Н. Гербеля, К.Б. Растрелли, Н. Микетти и других архитекторов и строителей. Вопрос требует более внимательного изучения именно архивных материалов без опоры на то, что постоянно воспроизводится в литературе.

3. Система организации застройки Санкт-Петербурга. Как известно, в 1712—1714 гг. усилиями Д. Трезини была разработана и внедрена деревянная строчная, по красной линии застройка по 2 «образцовым проектам»: в 1 этаж, в 1 этаж с мезонином. В 1716-начале 1717 г. Ж. -Б. -А. Леблон разработал для главных улиц и набережных не только Васильевского острова, но и всех застраиваемых территорий «образцовый проект» кирпичного брандмауерного в 2 этажа здания. С 1718—1719 гг. параллельно именно по этим двум проектам стали застраивать все территории Васильевского острова, Санкт-Петербургского острова, Московской стороны, Адмиралтейского острова. И все это очень строго регламентировалось Высочайшими указами и распоряжениями по Главной Полицеймейстерской канцелярии и контролировалось службой обер-архитектора. Даже в зонах будущей кирпичной застройки, если не было возможности сразу выстроить по красной линии кирпичное здание («палаты»), действовал принцип — в глубине участка строить деревянные строения («хоромы») [35].

Илл. 4. Проектный Санкт-Питербурх. 1719—1721 гг. Градостроительная регламентация территорий по типам застройки (кирпичная брандмауэрная по главным улицам и набережным, деревянная строчная по периферийным улицам).

Нерешенных еще вопросов, часто не находящих своих исследователей и оказывающихся вне поля общего внимания, множество. Поэтому даже для таких крупных фигур, гигантов исторического развития Санкт-Петербурга, как Доменико Трезини, необходимо расширить масштабы архивных исследований, не ограничиваясь повторением того, что уже опубликовано.

Литература.

  1. 1721 г. Ведомость Д. Трезини «кому велено строиться на Васильевском острове, кто построился и кто не построился». РГАДА. Ф. 248. Д. 197. Л. 77-89об.
  2. [Фридрих_Христиан Вебер. Преображенная Россия]. На немецком яз.: (анонимное) – Франкфурт, 1721.
  3. [Богданов А.И.] Историческое, географическое и топографическое описанiе САНКТПЕТЕРБУРГА, отъ начала заведенiя его, съ 1703 по 1751 годъ, СОЧИНЕННОЕ Г. БОГДАНОВЫМЪ; со многими изображенiями перьвыхъ зданiй; а ныне дополненное и изданное Надворнымъ Советникомъ, Правящимъ должность Директора надъ Новороссiйскими Училищами, Вольнаго Россiйскаго Собранiя, при Императорскомъ Московскомъ Университете и Санктпетербургскаго Вольнаго Экономическаго Общества членомъ ВАСИЛЬЕМЪ РУБАНОМЪ. издание первое. Въ Санктпетербурге [Типографiя Военной коллегiи]. 1779 года.
  4. Голиковъ И.И. Деянiя Петра Великаго, мудраго преобразователя Россiи, собранныя изъ достоверныхъ источниковъ и расположенные по годамъ. Ч. 1-12. М.: Тип. Н. Степанова, 1788—1789.
  5. И.Н. Божеряновъ , Г.П. Эрастовъ. С. -Петербургъ въ Петрово время: культурно-исторические очерки. Вып. 1-3. С. -Петербургъ, Складъ изданiя Ф. Митурникова, 1901. — XI, 56 с., ил.
  6. Голицын Н.В. К 200-летию основания Петербурга. Петербург или Петрополь? Новое свидетельство об основании Петербурга. СПб., 1903.
  7. Головин Н. Петербург в Петровское время. Спб.: Т-во М.О. Вольф, 1903. — 36 с., ил.
  8. 200-летие Кабинета Его Императорского Величества. 1704—1904. СПб., 1911.
  9. Дневник камер-юнкера Фридриха Вильгельма Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великого в 1721—1725 годы. Перевод с немецкого И.Ф. Амона в 4-х ч. М., 1902—1903.
  10. Троицкий собор, что на Петербургской стороне, в 1703—1903 гг. Историческая справка, составил Г.А. Немиров. СПб.: Электропечатня Я. Кровицкого, 1905. — 244 с, ил.
  11. Федотов Н.П. Исторический очерк города Санкт-Петербурга и его окрестностей: к 200-летию Санкт-Gетербурга. 16 мая 1703 – 16 мая 1903 года. СПб.: Паровая скоропечатня Г.П. Пожарова, 1903.
  12. Юбилейная выставка в память Державного основателя С. -Петербурга. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1903. — 109 с., планы.
  13. Грабарь И.Э. История русского искусства. В 6 томах. М.: И. Кнебель, 1910—1913. Т. 3. Вып. 13-17. История архитектуры. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веке. М.: И. Кнебель, 1912. — 584 с., илл.и первых многочисленных
  14. [Петровъ П.Н.]. Исторiя Санкт-Петербурга съ основанiя города, до введенiя въ действiе Выборнаго Городскаго Управленiя по Учрежденiямъ о Губернiяхъ. 1703—1782. Соч. П.Н. Петрова, д. чл. Археологическаго Общества и почетнаго Вольнаго Общника И.А.Х. СПб., Тип. Глазунова, 1884. — XXIV, 848, 246 с.
  15. Тимченко-Рубанъ Г.И. Первые годы Петербурга. СПб., 1901.
  16. Тимченко-Рубанъ Г.И. Петербургскiя крепости // Военный сборникъ. Годъ 46-й. СПб., 1903. № 5.
  17. Лукомский Г.К. Санкт-Петербург. Исторический очерк архитектуры и развития города. Мюнхен: «Орхис», 1923. — 24 с., илл.
  18. Столпянский П.Н. Петербург. Как возник, основался и рос Санкт-Питербурх. Очерки. Пг.: «Колос», 1918. -379 с, 7 планов.
  19. Столпянский П.Н. Старый Петербург. Петропавловская крепость. Историко-художественный очерк. М.; Пг.: Гос. изд., 1923. — 134 с., ил.
  20. Андреева Екатерина, Тронь Андрей. Рождение Петербурга. СПб.: «Лики России», 2011. — 184 с., илл.
  21. Базарова Т.А. Создание «Парадиза». Санкт-Петербург и Ингерманландия в эпоху Петра Великого. Очерки. СПб.: Гйоль, 2014. — 408 с.
  22. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / Сост. В.Г. Исаченко. СПб.: Лениздат, 1997. — 1021 с., илл.
  23. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л.: Художник РСФСР. 1990. — 272 с., илл.
  24. Лисаевич И.И. Доменико Трезини. Л.: Лениздат, 1986. — 224 с., илл.
  25. Малиновский К.В. Доменико Трезини. СПб.: Крига, 2007. — 231 с., илл.
  26. Овсянников Ю.М. Доменико Трезини. Л.: ЛО «Искусство», 1987. — 223 с., илл.
  27. Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт0Петербурга. Доменико Трезини. Франческо Растрелли. Карл Росси. СПб.: Искусство-СПб., 2000. — 632 с., илл.
  28. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М.; Л.: «Изд. АН СССР», 1957. — 195 с., илл.
  29. Семенцов С.В. Проект города на о. Котлин (1712 г.) как начало регулярного зодчества Санкт-Петербурга и России // Третьи Лупповские чтения. Доклады и сообщения. Санкт-Петербург, 12 мая 2010 г. СПб.: Библиотека РАН, 2011. С. 16-37, илл.
  30. Семенцов С.В. Этапы формирования пространственной среды Санкт-Петербурга. Ч. 1. Историческое развитие кварталов и их регламентация // Вестник гражданских инженеров. 2006. 2 (7). Июнь. С. 15-20.
  31. Семенцов С.В. Этапы формирования пространственной среды Санкт-Петербурга. Ч. 2. Историческое развитие участков (системы разбивки и застройки участков) и их регламентация. // Вестник гражданских инженеров. 2006. 3 (8). Сентябрь. С. 21-26.
  32. Семенцов С.В. Градостроительное развитие Санкт-Петербурга в XVIII – начале XXI века. Т. 1. Развитие территорий Приневья до основания Санкт-Петербурга. Развитие Санкт-Петербурга в XVIII веке. СПб.: СПбГАСУ, 2011. – 524 с, ил.
  33. Семенцов С.В. Ж. -Б. -А. Леблон и Д. Трезини: градостроительное соперничество на Васильевском острове в 1716—1718 годах // Петровское время в лицах: Краткое содержание докладов научных чтений. СПб.: Изд. Гос Эрмитажа. 1999. С. 62-66.
  34. Семенцов С.В. О «Генералном чертеже Санктъпитербурху» Ж. -Б. -А. Леблона 1717 г. // Петровское время в лицах. СПб.: Изд. Гос.Эрмитажа. 2000. С. 53-61.
  35. Николаева М.В. Санкт-Петербург Петра I: история домовладений — застройка и застройщики. М.: Изд."Прогресс-Традиция", 2014. — 1008 с., илл.

Конкурс «Золотой Трезини» учрежден в 2018 году. Девиз конкурса – «Архитектура как искусство». Позолоченные статуэтки Доменико Трезини присуждаются авторам наиболее художественно ценных проектов в области архитектуры, дизайна, реставрации и музейного дела. Почетный председатель Международного совета конкурса «Золотой Трезини» — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Сопредседатели Международного совета – председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгений Григорьев и представитель МИД России в Санкт-Петербурге Владимир Запевалов.

Лучшие проекты участников «Золотого Трезини» пополняют собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга и демонстрируются на ежегодной выставке «Архитектура как искусство» в Петропавловской крепости.

В конкурсе «Золотой Трезини-2020» приняли участие 744 проекта из 59 стран мира. Победителей и призеров наградили 1 декабря 2020 года в Официальной гостинице Государственного Эрмитажа. Даты приема заявок на Четвертый конкурс «Золотой Трезини» будут объявлены в I квартале 2021 года.

Генеральный музейный партнер конкурса «Золотой Трезини» – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Глобальный партнер — Laufen. Стратегический партнер церемонии награждения — Группа «Эталон». Официальные партнеры награждения – Otis, «Альфа Фаберже», Setl Group, строительная корпорация «ЛенРусСтрой», «ЛИИС Инженерные решения», группа компаний «Стройсинтез», «Славдом», DEREVO-park. Системный партнер – Группа RBI. Партнер специальной номинации – концерн ЮИТ. Партнер номинации — ГК «Ленстройтрест». Партнер награждения – студия re:dis. Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.

Все новости конкурса «Золотой Трезини»: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

Подписка на новости

 


Партнеры конкурса

Генеральный партнер церемонии награждения



Генеральный музейный партнер


Под патронатом


При поддержке







Титульный партнер

Юридический партнер
Полиграфический партнер


Технический партнер выставки


Организационный партнер
Официальный партнер в США

Официальный концертный партнер
Консалтинговый партнер
Специальный партнер


Специальный партнер
Специальный партнер


Генеральный информационный партнер награждения
Стратегический информационный партнер




Генеральный интернет-партнер
Эксклюзивный интерьерный партнер



Официальный партнер по безопасности


Официальные партнеры

Информационные партнеры